В потемнении картин виновата ртуть
Солнечный свет и соленый воздух способствуют выделению жидкого металла. Киноварь имеет не очень хорошую способность к почернению с течением времени. Но пока оставалось загадкой, почему римские фрески и картины Рубенса чернели. Но исследователи заинтересовались эти вопросом и выяснили, что причиной всему ртуть, образовывавшаяся под воздействием ионов хлора в воздухе и действия света. Это позволит разработать новый способ консервации во избежание порчи исторических предметов культуры.
Киноварь – пигмент, созданный из одноименного минерала, который, как оказалось, содержит ртуть. Химики из Нидерландов провели исследование и выяснили, что это соединение можно расщеплять с помощью различных реакций, которые вызваны ионами хлора, содержащиеся в морском воздухе при воздействии солнечного света. По предположению ученых, конечный продукт реакции – это ртуть, именно та, которая используется в градусниках. Она скапливается в трещинах краски и вызывает почернение. Но оказалось, что доказать эту гипотезу очень сложно, поскольку ртуть является летучим веществом и невозможно определить в какой момент она образовалась. Именно для этого было принято решение провести детальный эксперимент. На платиновую подложку был помещен пигмент, на который добавили ионы хлоры, содержащиеся в воде. В тот момент, когда на минерал был направлен лазер, он почернел. После этого использовали электрический ток, и в этот момент пигмент отдал ионы ртути воде. При этом было использовано такое напряжение, которое необходимое для возникновения реакции и передачи ионов воде. Также были представлены убедительные аргументы, что черный металл и является металлической ртутью. Ученые уверены, что эта информация поможет в дальнейшем реставраторам. Безусловно, хранить картины в темном месте никто не станет, в этом нет никакого смысла, но можно сделать попытку, чтобы хлор не проникал в краску. Сделать это достаточно просто: необходимо полотно покрыть слоем лака.
Также представили интерес картины Ван Гога, в которых не было обнаружено ртути, но они также темнели. Оказалось, что в масляную краску был добавлен хромат свинца – желтый хром. Это соединение очень токсично и было заменено на безопасное. Но это открытие не стало причиной потемнения картин. Оказалось, что для яркости цвета великий художник добавлял в краску сульфат бария для реакции с хроматом свинца. Именно поэтому для сохранения яркости картин их необходимо хранить при низких температурах и не допускать попадания солнечных лучей.
0 комментариев на тему "В потемнении картин виновата ртуть"