Использование дидактических игр в процессе учебной деятельности студентов
В связи с перестройкой системы образования, совершенствованием учебного процесса в целом перед преподавателями высших учебных заведений возникает необходимость поиска таких методов обучения, которые бы совершенствовали самостоятельную работу студентов, обеспечивали развитие у них гибкости мышления, инициативности, познавательной активности, самостоятельности в принятии решений, творческого подхода к решению проблемных ситуаций.
Одним из путей повышения учебной деятельности является использование дидактической игры. Актуальность проблемы обусловила интерес к ней многих ученых. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры исследовали Н.Ахметов, А.Капська, Г.Ковальчук и другие. Современная диалектика, обращаясь к игровым формам усвоения материла, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия людей, продуктивной формы общения с элементами соревнования, непринужденности, неподдельной любопытства.
Дидактическая игра - это разновидность познавательных специально созданных взрослыми унаследованных от предыдущих поколений игр, которые используются в учебном процессе под непосредственным руководством преподавателя.
Дидактические игры связаны прежде всего с двумя особенностями учебного процесса : проблемности обучения и обучением через действие. Проблемность реализуется через самостоятельное решение студентом поставленной проблемы (задачи) при недостаточности необходимых знаний, когда он вынужден самостоятельно овладеть новым содержанием или найти новые связи между уже усвоенными сведениями.
При этом формируются новые умения через реализацию процесса деятельности, т.е. происходит обучение через действие. Для дидактической игры как активного метода обучения характерны следующие принципы:
- Наглядность: отображение реальной профессиональной деятельности;
- Автономность, гибкость структуры игры;
- Открытость игровой модели, что позволяет ей стать отдельным блоком и входить в другие, более сложные блоки;
- Рациональная организация учебного процесса;
- Личностно-ориентированное общение;
- Направленность всех элементов игры на решение проблемы;
Проблема систематизации дидактических игр является чрезвычайно сложной. По критерию содержания и условий деятельности участников в дидактике выделяют игры симуляционные, управленческие, психологические и другие, которые используем при проведении практических занятий по психологии.
Для полного погружения участников игры в сущность и ее проблематику нужно так смоделировать деятельность игроков, чтобы они в течение всего времени ее проведения могли заниматься только теми вопросами которые относятся к игре. Реализация этого принципа способствует выравниванию исходной подготовки, унификации терминологии, развития общения и взаимопонимания между участниками игры, созданию благоприятных условий для творческой отдачи, максимального использования исследовательского потенциала участников игры.
Вхождение игры в экспериментальную ситуацию должно быть постепенным.
Все основные сведения о проблемах рассматриваемых в игре, игроки получают не до начала, а в процессе игровой деятельности. При этом, первые этапы игры должны быть максимально упрощены, чтобы игроки легче усваивали ее правила. В дальнейшем, участники игры должны получать новые знания относительно равномерно, пропорциональными частями. Это даст возможность более эффективно использовать умственные и физические затраты игроков.
Важно, чтобы экспериментальная ситуация была правдоподобна. Для этого используют комплект реальных форм плановых и отчетных документов, а также реальные процедуры принятия управленческих решений.
Дидактические игры способствуют активизации усвоения учебного материала по дисциплинам профессиональной направленности, дают толчок увидеть реальную ситуацию рабочей среды «со стороны», указывают на возможные ошибки решения проблемных ситуаций, раскрывают не только индивидуальные способности студентов, но и их корпоративного содружества.
0 комментариев на тему "Использование дидактических игр в процессе учебной деятельности студентов"